22:38
Живет на земле казак
                                      Живет на земле казак

       Звягин Пантелей Федорович — один из немногих оставшихся еще в живых ветеранов Великой Отечественной войны кто, по его собственному шутливому определению, " еще на ходу". В эти слова ветеран вкладывает буквальный смысл — ведь он неплохо видит, хорошо слышит, самостоятельно передвигается, от всей души радуясь этой счастливой возможности. Пантелей Федорович знает истинную ценность всему тому, что часто в молодости не ценит человек. Поражает его удивительная память: до сих пор помнит имена военачальников, под командованием которых пришлось воевать: от командира взвода до командующего армией. Он всегда интересовался историей, прочитал книги о битвах, в которых участвовал. При этом не переоценивает роль своей личности в истории, но и не чувствует себя винтиком, прекрасно понимает, что великая Победа сложилась из маленьких побед каждого солдата. Не было боя, на каком бы участке фронта не проходил, который не стал бы решающим.
       Родился Пантелей Федорович в Слободзее в 1924 году в простой трудолюбивой крестьянской семье. Был первенцем. Имя ему дали, как родившемуся 9 августа, в честь очень почитаемого в народе великомученика и целителя Пантелеймона. С детства был приучен к труду, иногда непосильному. В шестнадцать лет, после смерти отца, пришлось взять всю заботу о матери, младших двух сестрах и брате на себя. Наравне со взрослыми работал в колхозе в животноводческой бригаде, вернее, в бригаде по выращиванию лошадей. Их число порой превышало 60. Это были в основном породистые кони для армии, для кавалерии. Эта работа-служба была не только почетной, но и очень ответственной.
      16-17 лет — годы надежд, планов на будущее, не зря их считают самыми светлыми в жизни человека. Но не были они такими для юношей и девушек того времени. В августе 1941 года в родном селе стали хозяйничать немцы и румыны. Оккупанты были жестокими и беспощадными. Жизнь каждого жителя могла оборваться в любое мгновенье. Просыпаясь утром, никто не был уверен, что доживет до вечера.
      12 апреля 1944 года — день освобождения восточной части Слободзеи от немецко-фашистских захватчиков остался в памяти на всю жизнь. Девятнадцатилетний Пантелей вместе со своими одногодками был призван в ряды Советской Армии. При прощании каждый понимал, что, возможно, видит отчий дом, родных и близких в последний раз. Война есть война. Благословила Марфа Дмитриевна Звягина своего старшего сына — надежду и опору. Надела на него свой нательный крестик. Не зря в народе говорится, что материнская молитва со дна моря достает. Жизнь подтвердила истинность этих слов.
     До середины августа новобранцы проходили подготовку к предстоящим суровым боям. 17 августа 1944 год 55-ый гвардейский полк 20-ой стрелковой дивизии был направлен в сторону с. Карагаш. В ночь на 18 августа под интенсивным вражеским обстрелом по подводному мосту переправились на противоположный берег. И никто из солдат, в том числе, молодой артиллерист Звягин Пантелей, не знал о том, что началась важная военная операция, вошедшая в историю как Ясско-Кишиневская. 19 августа был получен приказ подойти поближе к Кицканам. 20 августа 1944 года в мощной артподготовке, длившейся 2 часа 40 минут, в составе одного из орудийных расчетов находился и рядовой Звягин. 22 августа он впервые увидел пленных фашистов. Они лишь военной формой напоминали тех, кто бесчинствовал в годы оккупации. Когда же пленные по приказу построились в шеренгу, их оказалось в несколько раз больше, чем солдат-победителей. В тот день стал особо понятен смысл слов А.В. Суворова: "Воюй не числом, а умением". После успешного завершения Ясско-Кишиневской операции 55-й гвардейский полк освобождал города и деревни Румынии, Болгарии, Югославии.
    Умение обращаться с лошадьми не раз спасало жизнь рядовому Звягину. Однажды он получил приказ отвезти раненого товарища на перевязочный пункт. Фашисты их заметили, начали обстреливать из орудий. Конь, чувствуя, что вожжи в крепких, опытных руках, то ускорял свой бег, то замедлял: словно высчитывал траекторию полетов снарядов — и они падали то сзади, то спереди, не причиняя вреда.
     7 декабря 1944 года в Венгрии артиллерист Звягин был тяжело ранен. Тот день, по воспоминаниям Пантелея Федоровича, напоминал больше вечер, уж очень пасмурным был. Дорога, по которой передвигался полк, была очень узкая, вся в топкой грязи. Впереди чернел лес, в нем усталые солдаты надеялись стать на привал. Молодому неопытному командиру орудийного расчета послышался отдаленный гул немецких самолетов. Он поделился своим предположением с подчиненными, те из-за шума моторов проходившей военной техники, лошадиного ржания толком ничего не могли расслышать. Но они уже хорошо знали, что такое бомбежка: нужно было как можно быстрее добраться до леса, скрыться в нем. И командир отдает приказ свернуть с дороги и полем — к лесу. Лошади упирались, не слушались. Вот тогда бы полностью довериться предчувствию умных животных. Но командир, заметив беспокойство рядового Звягина, отругал нерадивого, на его взгляд, подчиненного и сам схватился за уздечку. Он прошел всего лишь несколько шагов — раздался страшный взрыв. Поле вдоль дороги было заминированным, об этом младшие командиры не знали. Науку в точности подчиняться приказам старших командиров, к сожалению, не все усваивали хорошо, что стоило жизни. Артиллерист Звягин чудом остался жив.
     До 24 февраля 1945 года Пантелей Федорович находился в госпитале. После выписки был направлен в школу младших командиров. 1 мая на общем построении был зачитан приказ о присвоении выпускникам звания "сержант". Сержант Звягин продолжил службу в 55-ом стрелковом полку 37-ой армии III Украинского фронта. В австрийском городке Грац вместе со своими однополчанами узнал о долгожданной победе.
       Отслужив два года в Румынии, вернулся в родное село. Долгие годы работал трактористом в колхозе "ХХ партсъезд": пахал, сеял, убирал урожай. Труд земледельца — тоже подвиг. К военным наградам медалям "За отвагу", "За победу над Германией" и ордену Отечественной войны II степени — добавилась еще медаль "Ветеран труда".
     В грозные 90-е годы, являясь потомственным казаком, много сделал для возрождения казачества в Приднестровье. За активное участие в отражении агрессии прорумынских националистов Молдовы в 1992 году был награжден медалью "Защитнику Приднестровья".   
       В настоящее время Звягин Пантелей Федорович — председатель Совета Стариков Слободзейского казачьего округа, член Совета Стариков Черноморского казачьего войска. Есть еще порох в пороховницах — находит силы Пантелей Федорович участвовать в районных и городских мероприятиях, встречаться с молодежью. Есть о чем рассказать юным землякам полному кавалеру ордена Казачья Слава.
      Вот так жил и живет на земле казак: геройски воевал в годы Великой Отечественной войны, добросовестно трудился на родной земле, в 90-ые годы вновь стал на ее защиту. Пантелея Федоровича часто можно увидеть в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это, конечно, не случайно — без веры казак не казак. В этом храме торжественно, под знаменем СКО, приняли присягу его внуки Вячеслав и Виктор. Казачьему роду нет переводу.
 
                                                                                                                                                                Т. ВАСИЛЬЕВА.


         
  

 

Категория: История | Просмотров: 1152 | Добавил: sergei | Рейтинг: 1.0/1