01:08 Выступление Войскового Атамана ЧКВ генерал-майора Рябинского В.И. на Большом Круге | |
Проблемы и пути развития Черноморского казачества
Уважаемые священнослужители! Господа старики! Господа атаманы! Братья казаки! Уважаемые гости! Войсковое Правление Черноморского Казачьего Войска, Войсковой Атаман Черноморского Казачества приветствуем и поздравляем Вас с проведением очередного Большого Войскового Круга, призванного обсудить насущные проблемы казачества и определить пути дальнейшего развития нашего казачьего братства. От имени всех делегатов Круга позвольте поблагодарить Руководство и Верховный Совет нашей республики за конструктивное взаимодействие с Черноморским Казачьим Войском. Особая благодарность атаманам и казакам за их принципиальную позицию в деле возрождения, становления и укрепления казачества на приднестровской земле. Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия. Но главный итог, который можно подвести в канун 20-й годовщины Возрождения Черноморского казачества, состоит в том, что в условиях непризнанности государства, его политической и экономической блокады казаки делом доказали, что они нужны Приднестровью. Наш народ увидел, что казачество – это не только часть истории края, но и возможность для новых свершений. Сегодня важно, чтобы все казаки сами глубоко прочувствовали свои обязанности перед Республикой и готовность ей служить. Государственная власть стремится помогать объединению казаков, поддерживая целый ряд важных инициатив, направленных на выработку правовой базы казачьих общин, и призванных регламентировать казачью службу, которая, в первую очередь, видится как служба ратная. В марте 1995 года Большой Войсковой Круг рассмотрел и обсудил вопрос « О концепции государственной политики по отношению к казачеству», основные положения, которой были одобрены Правительством Приднестровской Молдавской Республики и легли в основу дальнейшего становления Черноморского Казачества. Постановлением Правительства № 350 от 6 октября 1995года были определены виды и формы государственной службы казачества, сочетание государственного управления и самоуправления, схема взаимодействия государства с казачьими территориальными объединениями, определено само понятие территориального объединения казачества, а также отношение членов казачьей общины с государством и государства с общественными объединениями казачества. Концепция государственной поддержки казачества, ее основные положения стали важным документом, направленным на развитие государственной политики по возрождению казачества в Приднестровье. Являясь составной частью Союза Казаков России, Черноморское Казачество в своем становлении руководствовалось документами Правления Союза Казаков и решениями Больших Общероссийских Кругов Казачества. Мы с огромным воодушевлением встретили основное положение Концепции государственной политики Российской Федерации по отношению к казачеству, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2008года и утвержденной Президентом России Дмитрием Медведевым. Для нас наиболее важным является то, что пятый раздел этой Концепции посвящен общественным объединениям казачества и казачеству за рубежом. Сегодня мы видим, как постепенно меняется в положительную сторону политика государственной власти к казачеству. Быстро она поменяться не может по причине непонимания частью чиновничества глубинной сути казачьего движения в силу инертности мышления. Негативную роль играют и близкие к ним пседоказачьи лидеры, которые пытаются создавать свое казачество без опоры на вековые ценности казаков, по принципу политической партии. Мы давно ушли о партийных принципов построения организации, взяв направление на религиозно – народное возрождение. Казачество во все времена черпало силу в православной вере. Русская Православная Церковь благословляла ратные подвиги своих верных сынов, не щадивших крови и самой жизни на полях сражений. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям. В работе нашего Круга сегодня могут принять участие казаки, отдавшие свои жизни за независимость Приднестровья в 1992 году и те, кто ушли из жизни в последующие годы. Почтим их память молитвой. В Черноморском казачестве, наряду с казаками, находящимися на государственной службе, осуществляют свою деятельность и общественные структуры казачества, являющиеся самоуправляемыми организациями под руководством атаманов, состоящих на государственной службе. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов Черноморского казачества, оказывает поддержку, в том числе и экономическую, их деятельности в рамках Законодательства Приднестровской Молдавской Республики. Мы выражаем свою готовность выполнять различные государственные программы при государственной поддержке в виде целевого финансирования отельных общественно полезных программ, таких, к примеру, как затраты на подготовку казачьей молодежи к военной службе, расходы на духовно –нравственное воспитание, затраты на проведение фестивалей казачьей культуры, а также охрану лесов, водоемов и другие мероприятия. Отношения с Черноморским казачеством, как с казачеством за рубежом, определяются в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Они представляют собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти, общественными объединениями российского казачества в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами и законодательством Российской Федерации. Нам предоставлено большое поле для работы. Это – возрождение и развитие духовно –культурных основ казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи. Это – обеспечение участия казачества в возрождении принципов патриотизма, верного служения Отечеству. Развитие физической культуры, здорового образа жизни, сохранение исторических, культурных и духовных традиций в воспитательном и образовательном процессе – вот ориентиры работы казачьих станиц и объединений в благородном труде черноморских казаков, отстоявших в 1992году право заниматься этими вопросами в мирных условиях. С трибуны сегодняшнего Большого Круга Черноморского Казачества хочу еще раз напомнить, что защита своей семьи, земли, духовно – нравственных ценностей являлись необходимыми условия выживания казаков в жестком противоборстве с далеко не мирными соседями. Ради этого казаки шли на многие жертвы. Оглядываясь на пройденный нами 20-и летний путь возрождения и становления казачества, можно смело утверждать, что с развалом Советского Союза не только генетическая память, но и чувство незащищенности, насаждение в обществе чуждых нам духовно – нравственных ценностей, передел собственности явились основными причинами возрождения казачества. Казачество исстари складывалось не на принципах наемничества, а из необходимости служения своему народу, Отечеству. Государственная власть всегда находила надежную опору в казачестве, в умении казаков защищать интересы Отечества, в их воинской доблести и патриотическом бескорыстии. И сегодня это утверждение не потеряло своей актуальности. В силовых структурах нашей Республики служат казаки –черноморцы численный состав которых уже достиг шестисотенного полка. Казачество никогда не было замкнутой кастой и постоянно пополнялось за счет других слоев населения, однако принимали в казачью общину далеко не каждого, а только того, кто это право заслужил. Поэтому не случайно бытовало мнение, что «казаки народ сборный, но отборный». За прошедшие годы Атаманское правление, Совет Атаманов при постоянной и деловой поддержке Совета Стариков большое внимание уделяли атаманскому корпусу. Далеко не все атаманы выдержали проверку временем. Не случайно станичные и окружные Круги принимали решения о неизбраннии их на очередной срок, а некоторых лишали всех наград. Никому не дано право паразитировать на казачьей идее, это касается всех и каждого казака! Если говорить о единстве, то огромную роль должны играть лидеры казаков. Всегда в казачестве было так, что казаки сами выбирали своих лидеров. Когда избран казачий атаман, тогда и авторитет он имеет большой. Но с другой стороны, случайные люди не должны попадать в казачью власть. Прошло у нас время, когда кто много говорил и громче кричал, тот и получал голоса на выборах. Выборы должны быть из ответственных людей, которым доверяют казаки. Что же касается связи Церкви и Казачества, то хотел бы сказать следующее. То, чем всегда было сильно казачество – это сила духа, а без веры не может быть сильного духа. В силу этого и существовала органическая связь между Церковью и казачествам. И важно, чтобы эта связь в нынешних условьях постоянно укреплялась. Наши отцы и деды кровью закрепили верность Церкви и Отечеству. Сегодня настало время, когда казачество и Церковь должны тесно взаимодействовать во благо нашего народа. Поскольку Устав нашей казачьей общины предполагает добровольное взаимодействие Церкви и казачества, то 14 апреля этого года подписано Соглашение «О сотрудничестве Черноморского Казачьего Войска и Тираспольско –Дубоссарской Епархии», которым устанавливается порядок взаимодействия округов и станиц Черноморского казачества с религиозными организациями Епархии. В состав Войскового Правления Черноморского Казачьего Войска введена должность штатного священника, на которую по благословению Епископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы назначен протоиерей Вадим Трощинский, ранее несший послушание по окормлению Рыбницкого казачьего округа. Братья казаки! Повсеместно становятся более конструктивными наши взаимоотношения с органами государственной власти на местах. В августе с.г. Президентом Приднестровской Молдавской Республики издан ряд Указов устанавливающих традиционные казачьи чины, форму одежды и знаки различия по чинам, образец удостоверения казака и Войсковой знак казаков Черноморского Казачьего Войска. Еще раз хочу остановиться на вопросе производства казаков в чин, равносильном присвоению воинского звания. Воинское звание, как и казачий чин- это не только погоны. Какие могут быть звания без воинских формирований, без войска? Казачья воинская служба черноморцев с древних времен вырастала из казачьего уклада жизни, а не наоборот. Поэтому и сегодня казачество несет в себе традиционные ценности – служение Отечеству, государственность любовь к Родине. Когда мы говорим о казачьей службе, то ее нельзя понимать только как государственную военную службу призывников и контрактников. Казак, по самому своему званию, служит всю жизнь. В наши дни понятие казачьей службы куда шире, чем только «государственная». Как понимали ее наши предки - это служба Вере Православной, народу, своей земле, казачьему братству. Если казак –старик передает молодежи опыт и традиции – это его казачья служба. Если казак – предприниматель на свои средства создает музей, реставрирует памятник – это тоже казачья служба. Если казачье предприятие создает и содержит великолепный учебный центр для подготовки призывников в пограничные войска – это что, не служба? По классификации такие виды казачьей службы следовало бы отнести к «внутренней» службе. Но сегодня, в современных условьях уже трудно определить какая служба «внешняя», а какая « внутренняя». Борьба за судьбу Республики и народа идет не только на границы с учетом того, что мы находимся в «зоне конфликта», но идет жестокая борьба за умы и души наших людей, и казаки не могут оставаться в стороне от этой борьбы. Все это и есть направления деятельности казаков, именуемой казачьей службой. Это и определяет позицию нашего казачьего движения – не иметь дела с ряженными в генеральские и офицерские мундиры отставными прапорщиками, рядовыми связистами и железнодорожниками , которые по сути своей ведут дело не к становлению казачества, а к его вырождению. Почему окружающие их люди не задаются вопросом, кто им присвоил высокое воинское звание, почему они вообще в погонах и где их войско? Да и кто может присвоить воинское звание кроме государства?! Разве не всем известно, что Черноморское Казачье Войско в Приднестровье – единственная на сегодня казачья организация, осуществляющая свою деятельность с позиций здравого смысла? Становление казачества в Приднестровье идет по правовому пути, в рамках на данный момент действующего законодательства. Черноморское казачество становится государственной структурой и это уже не чья –то прихоть, а неизбежная реальность. В районах Республики некоторые наши атаманы включены в состав рабочих групп Общественных Советов при Главах Администрации. Сегодня в районах все важные общественно – политические мероприятия проводятся при участии наших казаков. Для нас стало повседневной практикой участие в научно – практических конференциях, круглых столах, выступления в средствах массовой информации. Организация и проведение фестивалей казачьей культуры – все это наш вклад в становление казачества в Приднестровье. Наши казаки в Приднестровской Молдавской Республике смогли самоорганизоваться и за 20 лет прошли серьезную школу выживания на фоне центробежных процессов в российском казачестве. Сегодня мы можем констатировать, что организации Союза Казаков России, неотъемлемой частью которого является Черноморское Казачье Войско, быстрее других адаптировались к новым условьям. Другие же казачьи организации в то же время погрязли в сплетнях и склоках, достаточно открыть Интернет, чтобы в этом убедиться. В этих организациях атаманы меняют свои убеждения по нескольку раз в году. Возможно это проблемы становления – время покажет, но несомненно и то, что этот путь тупиковый. По – прежнему для нас была и остается одним из главных звеньев организационная работа. Любое дело начинается с умения его организовать. Подбор и расстановка кадров, состав Атаманского правления, структура организации, численный состав общины, уровень ее профессиональной подготовки, план работы, проведение заседаний Атаманского Правления и Совета Атаманов – главные вопросы каждодневной работы Войскового Атамана. Ежедневный анализ проделанной работы, отчеты перед казаками и постановка задач на следующий год – все это должно войти в повседневную практику работы атаманов всех уровней. Не забывайте, что Мы сегодня делаем историю современного казачества, пройдет еще десять, двадцать лет и Наши дети и внуки будут изучать историю возрождения казачества. Надо взять за правило: в районах, где у нас есть общины, в обязательном порядке должны быть казачьи классы, фольклорные коллективы художественной самодеятельности, историко – патриотические клубы, спортивные секции. При хорошем взаимодействии с главами местного самоуправления это можно создать на уже существующей материальной базе, без больших финансовых затрат. Нужны только инициативные казаки. Подводя итоги всему сказанному, могу констатировать: с одной стороны нами сделано не так уж много, с другой стороны, если учесть, что мы работаем на общественных началах, нами сделано не мало. И в этом заслуга, прежде всего наших атаманов, казаков, благодаря их энтузиазму и подвижническому труду. За это всем Вам большое спасибо. Слава Черноморскому казачеству! За Веру и Верность! | |
|