23:19 ВОЗРОЖДЕНИЕ СОСТОЯЛОСЬ - ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! | |
«Совершенно очевидно, что попытка возродить казачество не удалась…» Противоборство «реестровых» и «общественных» казаков подтвердило, что возрождение казачества действительно закончилось…» (Из высказываний отдельных экспертов по возрождению казачества)
Возрождения казачества, постепенно сошедшего с исторической арены, не ожидал никто. В умах подавляющего числа населения не возникало даже мысли о том, чего не было ни в одной сфере общественной жизни. Да и сами казаки, доживавшие свой век и не думавшие возвращаться к нелегкому прошлому, не ожидали этого. Потомки же казаков, воспитанные, в основном, на картинах казачьего быта и боевой доблести из кинофильмов «Тихий дон», «Поднятая целина», «Кубанские казаки» и немногих других, воспринимали казачество как что-то далекое прошлое, хотя и занятное. И вдруг! Гласность, плюрализм, перестройка всколыхнули память и заставили другими глазами взглянуть на прошлое своих предков, своего народа. Началом процесса возрождения казачества стали 1986-1987 годы, когда творческая интеллигенция стала смелее обращаться к теме казачества. Романы А. Знаменского «Красные дни», В. Лихоносова «Наш маленький Париж», К. Седых «Даурия», Д. Петрова (Бирюкова) «Сказание о казаках» стали хрестоматией казачьих традиций. Неизмеримо возрос интерес к казачьим песням. Приднестровский поэт и писатель В. Полушин инициирует и организует издание в г. Тирасполе романа атамана П.Н. Краснова «Белая свитка», сопровождая его вступительной статьей. Однако, заметных изменений в проявлении интереса к казачьей жизни со стороны населения не произошло. Казалось, навсегда были забыты история, культура и традиции казачества. В официальных документах о нем не упоминалось, а в политической и социальной жизни казаков не было видно и слышно. Перемены в сознании людей стали происходить малозаметно, без всплесков, но все-таки шли. В бывших казачьих областях возрос интерес к прошлому, стала востребованной информация о предках, об обычаях казачьего быта. В средствах массовой информации стали появляться статьи по истории казачества, воскресив память многих людей о своей принадлежности к казачьему роду. Этому способствовало и наличие в казачьих семьях старинных фотографий дедов и прадедов в казачьей форме, участвовавших в войнах России в 19-м веке и первых двух десятилетий 20-го. Живы были еще люди, сохранившие семейно-бытовые традиции и подлинную народную культуру. Об истории станиц можно было узнать из рассказов долгожителей, живших в той обстановке и воспитанных на традициях, складывавшихся веками. Потомки казаков, развеянные вихрями революции по всей великой стране и далеко за ее пределами, серьезно задумались над своими семейными корнями и вытекающими из них песенными, семейно-бытовыми и социально-общественными традициями. Традициями подлинного самоуправления, не связанного диктатом государственных структур. Но кроме ностальгии о прежней жизни предков у потомков казаков других чувств не возникало. О возрождении же казачества не могло быть и речи, а само понятие «возрождение» воспринималось как что-то неопределенное и отвлеченное. Естественным и оправданным стало то, что процесс возрождения казачества возник первоначально на исторических территориях проживания казаков, а затем уж распространился и на те регионы страны, где в силу различных причин оказались потомки казаков ранее упраздненных казачьих войск. Их память, подогреваемая профессиональными историками, краеведами, искусствоведами воскрешала картины былого, возвращала забытое, которым дорожили их предки. Свой вклад в пропаганду истории Приднестровья внес писатель Владимир Леонидович Полушин, опубликовавший в газете «Днестровская правда» статью «Приднестровье – край казачий». Пробуждению исторической памяти способствовала и статья В.А. Гурковского в районной газете «Я казак и Родина моя Слободзея». Эти публикации с глубоким удовлетворением были восприняты потомками казаков, проживающими в республике. Практическому же воплощению в современную жизнь картин прошлой казачьей жизни и героических подвигов казаков в войнах с врагами отечества дал реальную путевку, состоявшийся в июне 1990 года в г. Москве Большой Круг казаков, образовавший Всесоюзную общественную организацию «Союз казаков». Вслед за этим в разных уголках страны стали возникать казачьи организации, объединявшие в своих рядах потомков казаков, впитавших от предков и сохранивших в своих душах дух казачества. В Приднестровье группой потомственных казаков образуется в г. Дубоссары «Союз Днестровских казаков», а в г. Бендеры – «Организация Днестровских казаков», что стало началом возрождения казачества на берегах Днестра. 17 декабря 1991 года в г. Тирасполе состоялся Учредительный сход потомков казаков, который провозгласил о создании Черноморского казачьего войска и определил принципы организационного объединения уже возникших и создаваемых вновь казачьих формирований. Избранному Сходом Организационному комитету было поручено разработать необходимые документы, подготовить и провести Большой Войсковой Круг по избранию руководящих органов возрождаемого Черноморского казачьего войска. Состоявшийся 14 февраля 1992 года Большой Войсковой Круг избрал руководящие органы Черноморского казачьего войска. Оформившись организационно, атаманы и казаки приступили к созданию казачьих общин и войсковых структур казачьего самоуправления. Стремительно нараставшие провокации националистов Молдовы и реальная угроза военного удушения молодой Приднестровской республики заставили казаков приостановить эту работу и приступить к комплектованию боевых сотен и полусотен, способных противостоять военному наведению «конституционного порядка» в городах и населенных пунктах Приднестровья. Успешному переходу возродившегося Черноморского казачества на «военные рельсы» способствовало принятое 15 февраля 1992 года Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики «О военных формированиях Черноморского казачьего войска». В течение небольшого периода были сформированы казачьи взвода, полусотни и сотни, которые уже к середине марта вместе с прибывшими на помощь казаками Дона, Кубани и других казачьих войск вели полномасштабные боевые действия на оборонительных рубежах. Дорогой ценой оплачено отражение агрессии Молдовы: погибли 70 казаков, многие были ранены, получили увечья и контузии. В итоге казаки вместе с народом Приднестровья, отстояли независимость республики. Черноморское казачество получило всенародную поддержку и известность. В течение последующих лет атаманами всех уровней проделана большая организационная работа по созданию казачьих общин, казачьего самоуправления, развитию казачьей военной службы. Созданный из числа участников боевых действий Отдельный резервный пограничный казачий полк стал примером воинской службы казаков в мирное время. Этому способствует то, что с самого начала в его руководстве оказались офицеры, прошедшие серьезную школу армейской службы. С другой стороны, среди окружных и станичных атаманов и членов их правлений оказалось немало людей неравнодушных к вопросам духовно-нравственной культуры. Именно поэтому процесс возрождения и становления казачества на берегах Днестра ознаменован рядом успешных шагов. За 27-летний период возрождения Черноморского казачества проделана важная работа: изготовлено и освящено Белое Войсковое знамя (точная копия Екатерининского), написана Донская Икона Божьей Матери, созданы герб, флаг и гимн Черноморского казачьего войска. В это период разрабатывается и утверждается Устав Войска, парадная и повседневная форма одежды, утверждается нагрудный Знак казака-черноморца, приняты и внедрены в жизнь нормы и правила казачьего самоуправления. Инициативы казачества поддерживаются государственной властью Приднестровья, которая всячески содействует развитию казачьего движения в республике. За большие заслуги в деле защиты Приднестровской Молдавской Республики, укрепления ее экономического потенциала, возрождения и приумножения славных традиций казачества Черноморское казачье войско награждено высшей наградой – Орденом Республики (Указ Президента ПМР № 509 от 09 декабря 1996 года). Высшим показателем признания возрождения казачества является принятый Верховным Советом ПМР в конце 2000-го года и утвержденный Президентом Республики 10 января 2001 года Закон ПМР «О казачестве в Приднестровской Молдавской Республике», который определяет статус Черноморского казачьего войска. Главой государства издан ряд Указов, устанавливающих традиционные казачьи чины, форму одежды и знаки различия по чинам. Во всех административных районах Приднестровья созданы и действуют казачьи общины, деятельность которых регулируется Законом и другими нормативными документами. Окружные атаманы входят в состав рабочих групп Общественных Советов при главах администраций городов и районов. Все важные государственные мероприятия на территории казачьих округов проводятся с участием казаков. Территориальные резервные формирования казаков являются опорой Вооруженных сил республики. Совершенно очевидно, что возрождение казачества на приднестровской земле состоялось, но его развитие в современных условиях продолжается. Что касается российского казачества, то процесс его возрождения продолжается в условиях противоборства «реестровых» и «общественных» казаков, поиска путей их объединения. И, хотя, те и другие продолжают утверждать исторические казачьи традиции и культуру – органами государственной власти они рассматриваются лишь как мобилизационный резерв армии. Несомненно, традиционно казаки – это воины. Но ведь их казачья воинская служба вытекала из казачьего уклада жизни, в основе которого лежит, в первую очередь, православная вера и любовь к своему Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства. Любовь к Отечеству, охрана государственных устоев, сохранение единства, целостности и суверенитета – вот главные цели и задачи казачества. И сегодня важно, чтобы казаки всегда были способны защищать рубежи своей земли, внутреннюю жизнь государства, сохраняя единство народа и служа подлинному суверенитету своей исторической территории. И в этом важна роль казачьих священников и их пастырская работа с казаками. Особенно, когда необходимо преодолевать расколы в казачьей среде, вразумлять тех, кто отошел о своих казачьих корней. А для того, чтобы ощутимо осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в казачьих делах. Войсковой священник Черноморского казачества является полноправным членом казачьего братства и участвует во всех его делах. Сегодняшний уклад жизни казака без общинного землепользования не способствует воспитанию того казачьего духа, который был движущей силой казачества до полного исчезновения его с исторической арены. Тотальная урбанизация жизни навсегда закрыла путь к прежнему укладу казачьей жизни. Очевидно, что реставрация казачества в прежнем его виде невозможна, а подлинное возрождение казачества – процесс сложный, длительный, требующий внедрения в повседневную жизнь тех традиций, обычаев и культуры, которые соответствуют современному уровню общественных отношений. 27 лет процесс возрождения казачества остается деидеологизированным. Нет целостной казачьей идеологии, выражающей интересы казачества в целом и ориентирующей общественное поведение каждого казака как личности. В этих условиях трудно рассчитывать на рост самосознания казака, правовой и духовно-нравственной его культуры, чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Во все времена именно казачий дух был той силой, которая помогала выстоять в суровых испытаниях и в устройстве повседневной жизни. Сегодня лишь немногие потомки казаков несут в своих душах дух казачества, который вытравить невозможно, но необходимо передавать его от поколения к поколению. Основу же его составляет самобытная казачья культура и воинская служба казака. В современных условиях лишь воинская служба составляет определяющий элемент возрождения казачества. Причем, не традиционная казачья служба, определявшаяся укладом казачьей жизни, а обычная армейская, установленная государственными органами власти. Именно таким образом казачество будет привлекаться к государственной службе и практическому участию в обороне республики. Казачество всегда видоизменялось и преобразовывалось с целью эффективного применения своих сил в каждую конкретную историческую эпоху. В условиях нынешнего времени оно должно возрождаться как служилое казачество, как общность, имеющая свою нишу в системе государственной службы. В рамках этой ниши особенностью казачьей службы должны стать задачи специальной допризывной подготовки молодежи путем проведения военно-спортивных сборов, воспитания и переподготовки казаков запаса, формирование резерва армейских подразделений и действующего резерва пограничной охраны. Таким образом, основным видом казачьей службы станет служба в резерве постоянной готовности для выполнения задач в условиях чрезвычайных положений и вооруженных конфликтов. Казачьи общины будут помогать казакам-военнослужащим достойно исполнять свои обязанности, а казачат готовить к службе и привлекать их к участию в жизни общины. Наряду с участием в решении военных и оборонных проблем республики Черноморское казачество много внимания уделяло и уделяет сохранению и развитию традиционной казачьей культуры в новых условиях. Созданы ансамбли казачьей песни «Станица» и «Казачьи сердца» снискавшие широкую известность и признание, получившие почетное звание «народных». Ежегодно проводятся фестивали казачьей культуры, в которых участвуют творческие коллективы всех округов Войска, что способствует возрождению и сохранению традиций и культуры казачества, воспитывает гордость за принадлежность к казачьему роду. Этим же целям посвящаются и литературные вечера, на которых звучат стихи казачьих поэтов Черноморского казачества. Успехи и пути дальнейшего совершенствования работы по развитию казачьей культуры отражаются в газете «Казачьи вести» и публицистических изданиях Черноморского казачьего войска. Возрождены традиционные мероприятия, посвященные памятным датам боевых подвигов черноморцев – Бендерские и Дубоссарские поминовения, дни памяти атаманов Кучера А.В. и Сазонова П.С. Установлены памятные знаки на местах гибели атаманов Кучера А.В., Дриглова С.М., первого погибшего в 1992году казака Антюхова И.И., возведена православная часовня в память о погибших черноморских казаках. На Кошницком оборонительном рубеже воздвигнута памятная стела с указанием имен погибших там казаков. В Слободзее установлен Поклонный Крест на месте бывшего Коша черноморских казаков, переселившихся в конце 18-го века на Кубань. У этого Креста ежегодно завершается Эстафета памяти, посвященная ратным подвигам Черноморского казачества во все времена и годы. Достигнутые результаты в возрождении казачества в Приднестровье неопровержимо свидетельствуют, что оно состоялось. Состоялось с некоторыми изменениями и искажениями традиций, завещанных предками. Серьезную тревогу вызывают процессы, происходящие в казачьей среде. Большой приток в казачьи ряды людей, не имеющих казачьих корней, создал массу казаков, которые не интересуются историей Черноморского казачества, Уставом войска, его традициями и культурой. А это крайне отрицательно влияет на тех, кто готов проявлять инициативу во всех делах, создать историю современного казачества. Из рядов Черноморского казачества уходит интеллигенция, а вслед за нею покидают станицы казаки, разочаровавшиеся в создавшемся положении дел. Этому способствует позиция окружных и станичных атаманов, отступивших от принципов круговой демократии. А это, в свою очередь, породило авторитаризм казачьих лидеров, которые своими волевыми решениями назначают выборных делегатов вопреки Уставу и казачьим традициям. Стало обычной практикой проведение станичных сходов для обсуждения насущных вопросов без принятия действенных решений. Члены станичных и окружных правлений безучастно воспринимают утрату тех позиций, которые вызывали гордость за принадлежность к Черноморскому казачеству. Главной задачей атаманов всех уровней сегодня является изучение истории, традиций, культуры казачества, неуклонное соблюдение требований Уставов и казачьих заповедей, обучение им молодых казаков с целью воплощения их в повседневную казачью жизнь. Нам надо твердо усвоить, что возрождение казачества на Приднестровской земле состоялось, а его совершенствование – процесс объективный и длительный. Во все исторические периоды, будь то государственно-территориальное становление или социальные трудности – казачество всегда оказывало существенное влияние на происходящие процессы. Главной идеей Черноморского казачества была и остается идея сделать его крепким и оптимально достаточным по численности, чтобы территория проживания оставалась неизменной и защищенной. Март 2019 г. генерал-майор В.И. Рябинский, Войсковой Атаман ЧКВ (1994-2012 гг.)
| |
|