ВЛАСТЬ И КАЗАЧЕСТВО
Отметив 17 декабря 2014 года 23-ю годовщину своего возрождения, Черноморское Казачество вступило в 2015 год. Год важных и особо знаменательных юбилейных событий.
Это, прежде всего, 70-летие Победы советского народа над фашизмом, Победы, обеспечившей дальнейшее свободное развитие общества и отношений между народами всего мира.
Это 25-летие Приднестровской Молдавской Республики, созданной волеизъявлением ее многонационального народа, последовательно борющейся за признание ее субъектом международного права.
Это 25-летие образования Союза казаков, объединившего под своими знаменами многочисленный строй казаков, твердо стоящих на позициях служения народу.
Отметить эти юбилейные даты вместе с народом Приднестровья готовится и Черноморское казачество, продолжая, одновременно, становление и укрепление своих рядов.
Как показывает более чем 20-летний период жизнедеятельности Черноморского казачества, вопросы становления и укрепления всех его структур требуют тесного сотрудничества Войскового Правления с органами государственной власти Республики. От правильной организации этого сотрудничества во многом зависит развитие казачьих округов и станиц в населенных пунктах. Государственная направленность мероприятий, проводимых Войсковым Правлением на протяжении многих лет, находит положительную оценку властей. Вопросы культурного возрождения казачества, участие в патриотическом воспитании молодежи государственными администрациями всех уровней воспринимаются без всяких опасений, и находят поддержку.
Предметом беспокойства власти является политическая ориентация казачества и его отношение к мероприятиям государственных структур. От этих двух аргументов зависит государственная поддержка казачьего движения вообще, и конкретно Черноморского Казачьего Войска.
Следует еще раз подчеркнуть, что негативную роль в отношении государственных органов к казачеству играют «ряженые» казаки, которые пытаются создать и создают новые казачьи структуры. Эти «патриоты» провозглашают декларации, неподкрепленные какими-либо конкретными делами, участвуют без разбора в любых политических мероприятиях хоть левого, хоть правого толка, чем вынуждают власти настороженно относиться к любым инициативам Черноморского казачества.
Настоящие же казаки Черноморского казачьего Войска немало делают полезного и нужного, не бахвалятся этим, а целенаправленно утверждают укрепление и развитие Республики. Этим и объясняется, что власть, опираясь на черноморцев при необходимости, оказывает поддержку Черноморскому Казачьему Войску, отодвигая на обочину политической и экономической жизни другие казачьи организации, центры которых находятся за пределами Республики в другом правовом поле.
Положительная оценка и поддержка государственной властью мероприятий черноморцев объясняется и тем, что Черноморское Казачье Войско в своей повседневной жизни ограничивается минимальной бюрократической прослойкой в системе управления структурными подразделениями Войска.
С первых дней своего возрождения атаманы на основе исторических традиций установили главный принцип управления – не раздувать административно-управленческий аппарат, и руководствуются им до настоящего времени. А ведь опасность раздувания управленческих структур существует всегда и везде. И опасность эта заключается в том, что одна бюрократия порождает другую и этот процесс может в конце концов привести к самопожиранию.
Когда система централизованного управления достигает своих пределов, тогда живая цепочка «Войсковое Правление – Правление округа - Станица» может стать таким бюрократическим организмом, в котором люди начинают бояться ответственности и действуют только по приказу, а не по собственной инициативе. В итоге результатом жесткой централизации управления становятся жалобы, интриги и нездоровая атмосфера в коллективе.
Большие штаты не являются обязательной предпосылкой успешной работы . Сложившаяся система управления в Черноморском Казачьем Войске убедительно подтверждает этот тезис.
Полтора десятка человек в Войсковом Правлении управляются с решением громадного объема вопросов в среде казаков и членов семей многотысячного Войска. А последние звенья управленческой цепочки «Войсковое Правление – окружные подразделения – станичные правления» должны рассчитывать лишь на самих себя. Только они определяют, каким образом выполнить поставленные Войсковым Кругом и Войсковым Правлением задачи, или они вообще в условиях станицы невыполнимы.
Примерно в таком же положении находятся окружные правления, которые нередко вынуждены принимать самостоятельные решения, что невозможно без инициативы и высокой ответственности. В виду этого постановка задач Войсковым Правлением должна осуществляться не в форме категорического приказа, а в виде указаний и рекомендаций. А это предполагает не только взаимное доверие, но и уверенность в том, что обе стороны будут строго придерживаться своих функциональных обязанностей, определяемых казачьими Уставами.
Из вышеизложенного вытекают и определенные требования к личности атамана. Атаман казачьего подразделения должен обладать политическим мышлением и организационными способностями. Но это далеко не все. У него должна быть склонность к импровизации, чтобы сразу же использовать неожиданные возможности или, наоборот, обойти возникшие трудности. И, конечно же, он обязан иметь психологическое чутье и уметь руководить казаками, даже не вступая с ними в личный контакт – через нижестоящих атаманов.
Понятно, что лидеры, полностью соответствующие этим требованиям, встречаются не так часто, но избранные казаками на пост атамана, они должны стремиться соответствовать этим требованиям и воспитывать в себе эти качества.
Дальнейшее становление и укрепление Черноморского казачества – процесс трудный для общественной организации, к статусу которой отнесено Черноморское Казачье Войско. На этом пути необходима государственная поддержка казачества, сегодняшней исторической миссией которого является укрепление обороноспособности Республики и патриотическое воспитание молодежи. Выполнить эту миссию черноморцы могут и способны, только используя административный ресурс власти. Государственная власть всегда находила и находит надежную опору именно в казачестве, в умении казаков защищать интересы родного края, в их воинской доблести и патриотическом бескорыстии. Так было, так есть, так будет!
В.И. Рябинский, генерал-майор
|