Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой
Деве Марии Архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее
Иисуса Христа, Спасителя мира. По достижении совершеннолетия, согласно
обычаю, имевшему силу закона. Пресвятая Дева Мария, хотя и неохотно,
оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику
Иосифу-Обручнику, или хранителю девства Ее. Иосиф происходил из одного с
Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее
защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая
Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии,
занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и
рукоделием.
Спустя четыре месяца по обручении, во время Ее молитвенных
размышлений, предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнес: «Радуйся,
Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Явление
Архангела не устрашило Марии, но его приветствие смутило своей
необычностью. Желая успокоить Марию и уверить в истине своего
приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким
смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю
Сына Божия. Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну
воплощения Сына Божия теми же словами, в каких предсказал об этом
событии пророк Исаия: «И вот зачнешь, во чреве, и родишь Сына, и
наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и
даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над
домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала
недоумение, как может родиться сын у той, которая обрекла себя на
девство. В разъяснение Ее смиренного недоумения Архангел открыл Ей
истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на
Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется
Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей,
Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову
твоему». На Руси Благовещение считаются большим праздником, с него в старину
начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день,
как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают. По своему
величию праздник Благовещения не отменяется даже если он приходится на
Пасху. Церковь знаменательно воспевает праздник: Днесь спасения нашего
главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и
Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. (Тропарь, глас 4-й). Праздник Благовещения, посвящёный воспоминанию и прославлению
события, описанного в Евангелии (Лк. 1, 26-38), у древних христиан носил
различные названия: "Зачатие Христа", "Благовещение о Христе", "Начало
искупления", "Благовещение Ангела Марии", - и только в VII веке ему было
усвоено навсегда наименование "Благовещения Пресвятыя Богородицы". Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности.
Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его
первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает
начало домостроительства спасения людей. В V и VI веках по причине
ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении
Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить
торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось
многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения сына Божия и
величие Богоматери. В дореволюционной России существовал трогательный обычай, особенно в
Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру,
выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким,
трудом в этот день считалось тяжким грехом. А вот предание о том, что в
этот день, как и на другие великие праздники, солнце на восходе играет,
вы можете проверить сами, если встанете пораньше. Казачий информационно-аналитический центр
|