18:00
Размышления о реформировании управления Черноморским казачеством

   Размышления о реформировании управления Черноморским казачеством

   Отметив 24-ю годовщину своего возрождения, Черноморское казачье войско уверенно вступило в юбилейный год, знаменующий собой 25-летие Черноморского казачества.

   Все мероприятия в течение 2016 года посвящались этой знаменательной дате.

   Важным событием конца 2015 года стали выборы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, обновлённый состав которого вселял уверенность и надежду в дальнейшее становление и укрепление казачества в Приднестровье. Это подтверждалось и теми решительными мерами, которыми законодательный орган твёрдо и последовательно устранял нарушения и упущения в правовых вопросах и социально-экономической жизни и деятельности приднестровцев. Вскрытие и ликвидация правонарушений и серьёзных экономических злоупотреблений осложнялись противодействием президентской администрации и отдельных правительственных учреждений, которые занимали особую позицию, в силу грядущих президентских выборов в декабре 2016 года.

   В это же время Черноморскому казачеству предстояло торжественно отметить 25-ю годовщину возрождения казачества на приднестровской земле.

   Возродившись в условиях боевых действий по отражению агрессии Молдовы в 1992 году и зарекомендовав себя серьёзной военной силой, Черноморское казачество за истекшие 25 лет сохранило, в большей степени, самостоятельность в военной организации казачьей общины и традиционную самобытность системы управления ею. Это, без сомнения, признавалось как руководством Республики, так и общественностью Приднестровья, что нашло отражение в принятом 10 января 2001 года Законе «О казачестве в Приднестровской Молдавской Республике» №373-3.

  «Казачество – исторически сложившаяся общность граждан, имеющих определённые традиции по хозяйственному укладу жизни, самобытной культуре и особенным взаимоотношением с государством. Казачество в Приднестровской Молдавской Республике выступает в виде общественного движения с военизированным характером деятельности» - определяет статья 1-я Закона. Казачьи же общины и объединения казачества на территории Республики статьёй 6-й Закона определялись «общественными организациями с военизированным характером деятельности».

  Во избежание «вольного» отношения к мероприятиям, проводимым Черноморским казачеством, Закон устанавливал однозначное понятие, что «единую политику по отношению к казачеству определяет Президент Приднестровской Молдавской Республики».

   Государственная власть, несомненно, учитывала все эти обстоятельства, сохраняя самостоятельность Войска в вопросах его организационной структуры и выборности его должностных лиц. В то же время она стремилась, в конечном итоге, к ликвидации «духа отдельности в государстве» военной структуры Черноморского казачьего войска.

  Поскольку военная сторона организационного устройства является центральным звеном территориальных казачьих общин возрождённого Черноморского казачества, сформированная после Президентских выборов новое Правительство Республики, тщательно и глубоко изучив правовые основы деятельности военной структуры Войска, провело реорганизацию, направленную на подчинение этой стороны деятельности казачьих общин себе.

  Реорганизация сведена к следующему. Войсковое Правление, оставаясь исполнительно-распорядительным органом Черноморского казачьего войска, избираемым сроком на три года, получило одновременно статус органа управления казачеством путём военно-административного реформирования его прежней структуры.

   В результате военно-административного реформирования произошли радикальные преобразования войсковой администрации управления Черноморским казачьим войском. В соответствие с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики для улучшения управления казачеством на правовой основе Войсковое Правление стало военизированным органом по работе с общественными казачьими организациями и другими патриотическими движениями.

 При этом Войсковой Атаман, возглавляющий этот орган, по-прежнему избирается казачьим Кругом и утверждается Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

 Проведённые преобразования военной стороны организационного устройства казачьего войска, соединив должности Войскового Атамана и руководителя органа по работе с общественными организациями, вызвал неизбежный всплеск централизации и бюрократизации управленческого аппарата Войска.

   Теперь все ключевые должности, в том числе и выборные, стали назначаемыми и смещаемыми вышестоящей инстанцией.

   Положительной стороной централизации управленческого аппарата государственная власть считает наличие минимальной бюрократической прослойки в системе управления. Эта сторона жизни и деятельности Черноморского казачества всегда находила поддержку государственной властью всех казачьих мероприятий. Суть её состояла в том, что с первых дней возрождения главным принципом управления было определено – не раздувать административно-управленческий аппарат.

   Ведь рост системы централизованного управления может достигнуть таких пределов, когда управленческая цепочка от руководителя до исполнителей может стать таким бюрократическим органом, в котором люди начинают бояться ответственности и действуют только по приказу, а не по собственной инициативе. Результатом жёсткой централизации становятся жалобы, интриги и нездоровая атмосфера в коллективе.

   В итоге военно-административного реформирования управления Черноморским казачеством, Черноморское казачье войско претерпевает бюрократизацию системы управления военной казачьей общиной, и Войсковое управление из высшей исполнительно-распорядительной инстанции Войска превращается в обычное звено общегосударственной системы управления. В результате утрачивается контроль казачьей общины над единой военной организацией, которая фактически распадается на ряд самостоятельных военных организаций.

   Последствием этого является следующее. Прежде всего, утрачивается, предусмотренная казачьим Уставом, возможность возбуждения ходатайства перед государственными органами о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а также представление Черноморского казачества в органах государственной власти и участие в выработке ими решений, затрагивающих интересы казаков. Такие действия потребуют согласования с руководством ведомства, в состав которого входит орган по работе с общественными казачьими организациями. А это, в свою очередь, ограничит полномочия Совета Атаманов как представительного органа в период между созывами Большого Войскового Круга, которому предоставлено право заслушивать отчёты о работе Войскового Атамана и принимать решения о приостановке его распоряжений до утверждения их Большим Войсковым кругом.

    Войсковой Атаман становится единоличным распорядителем своих решений, а не исполнителем воли Большого Войскового Круга и Совета Атаманов Войска.

  Таким образом, возникает опасность, что казачье движение в Приднестровье, как уникальное историко-культурное и военно-территориальное явление может угаснуть и остаться лишь в памяти нынешнего поколения черноморских казаков.

март 2018 года                                                                         В.И. Рябинский, казачий генерал

 

 

Категория: Аналитика | Просмотров: 638 | Добавил: chernomorskiy_kazak | Рейтинг: 4.4/5