08:56 ОПЫТ ПОКОЛЕНИЙ – НА СЛУЖБУ КАЗАЧЕСТВУ | |
Не вступая в полемику о конкретной дате возникновения казачества, которую устанавливает официальная историческая наука, можно однозначно утверждать лишь то, что казачество - явление уникальное, и возникло оно у Юго-Восточных славян. В том, что многонациональные по составу Юго-Восточные славяне являются корнями казачества сомневаться не приходится. В культуре именно этого народа и кроются самобытные формы казачьего управления, основанные на принципах свободы, равенства и братства, на запрете использования чужого труда, которые положены в основу жизни казачьих общин. Казачьи общины с давних времен имели свою историю, свою народную одежду, свои особые песни и танцы, свой особый стиль построек жилища, а также свой язык, от которого сохранились до наших дней особые казачьи говоры. Казаки имели и свои крупные казачьи объединения (Войско и Округ) и в них представительные органы (Круги, Рады, Советы Атаманов), свои Уставы, гербы, флаги и другие атрибуты организационной независимости. Вся внутренняя организация казачьих общин и объединений покоилась на свободе, равенстве и демократических началах. Казаки ценили свою свободу и хорошо знали, что право на свободу, на равенство, на землю надо отстаивать и сделать это без оружия невозможно. Поэтому казак никогда не расставался с оружием. Есть лживое измышление о том, что казаки жили за счет военной добычи и грабежей. Но ведь военные действия, в которых участвовали казаки, были скорее исключением, чем правилом, и не все они приводили к возможности иметь военную добычу. Казаки же имели семьи, которые надо было кормить, одевать и обувать. В те времена, восемь и более детей в семье было нормальным явлением. Но всех их надо было содержать. Казаку приходилось немало для этого трудиться, и это было его основным занятием. А некоторые историки, почему-то представляют дело так, будто казак только и делал, что размахивал шашкой. Да, казакам приходилось и постоять за себя, за свою семью, за свою землю. И за это приходилось платить казачьими жизнями. Сами же казаки при ведении военных действий никогда не претендовали на чужие земли. Казаки уделяли много внимания семье, заботились о продолжении рода и укреплении семейных отношений. Именно поэтому, несмотря на большие потери в людских ресурсах, численность казачества постоянно увеличивалась за счет собственного прироста населения. Что касается боевых качеств казаков, то они действительно были высокими. Каждый казак в совершенстве владел телом, конем и оружием. Казаки тщательно разрабатывали каждую военную операцию, обсуждали коллективно приказы командиров, и только выбрав лучший способ действий, они вступали в бой. В бою же не было жесткого руководства, командир только указывал цель, предоставляя право действовать самим казакам, и каждое подразделение, каждый казак руководствовались не приказом, а поступали согласно сложившейся обстановке. Личная инициатива, тем самым, не сковывалась, а напротив, предоставлялась возможность для полного ее проявления. В бою казак сам решал как поступить, какой произвести маневр, и никто ему в этом не был судья. Это давало раскованность в бою и позволяло в полной мере воспользоваться своим умением владения ситуацией и оружием. Взаимовыручка была непреложным законом, а о трусости у казаков никогда не слышали. Черноморские казаки принимали участие во всех важнейших сражениях в русско-турецких войнах. Это и разгром турецкого флота, и взятие целого ряда крепостей: Березань, Очаков, Хаджибей, Белград, Аккерман, Бендеры, Килия, Тульча, Исакча, Измаил. Участие черноморских казаков в этих сражениях имело решающее значение. Казаков, как всегда, ставили в первую линию атакующих на самые сложные участки. Не было случая, чтобы казакам не сопутствовал успех. И в последующие годы, включая первые десятилетия XX-го века, основной ударной силой в русской армии во всех сражениях были казаки, которых использовали в самых тяжелых и ответственных ситуациях, когда надо было сломить противника и обеспечить успешное течение операции, а русской армии ничего не оставалось, как закрепить успех. Успехи, сопутствовавшие казакам в сражениях с противником, обеспечивались принципами свободы, равенства и братства, о которых говорилось выше. Ведь не секрет, что казачьи офицеры не посылали казаков в бой, а водили, и здесь, перед лицом смертельной опасности, все были равны. И те, и другие, отдавали все свои силы, знания и умения для общего дела – для победы. Прошли столетия с тех пор как возникло казачество, изменилась жизнь казака и его положение в обществе, но стремление к личной свободе не было истреблено – оно жило и передавалось из поколения в поколение и ждало своего часа. И такой час пробил! Памятью потомков возродилось Черноморское казачество, которое с первых же шагов встало на защиту прав и свобод как самих казаков, так и всего народа, проживающего на берегах Днестра. Возникла та сила, которая опираясь на опыт предыдущих поколений казаков, вот уж 25 лет стоит на страже свободы и независимости своей земли, не претендуя на чужие. Черноморцы своей жизнью и деятельностью и сегодня вписывают новые страницы в историю казачества. Мало помнить свою историю – надо извлекать из нее уроки; мало беречь свою культуру – надо ее развивать; мало желать свободы – надо постоянно совершенствовать механизм ее реализации и уметь защищать ее с оружием в руках. Только так можно добиться процветания казачества и дальнейшего укрепления казачьего братства, опираясь на принципы неприятия любой смуты и освобождения православных людей от чуждого диктата и всемерную поддержку приднестровского народа.
В.И. Рябинский, казачий генерал
| |
|