Некоторые положения этой статьи уже публиковались ранее, но поскольку их злободневность ничуть не уменьшилась, и об этом не умолкают жаркие дискуссии в обществе,было решено вновь вернуться к ним.
В 1990 году питерский бард и писатель Б. Алмазов, по совместительству тогдашний атаман «Невской станицы», издал своего рода памятку под названием «Слава Тебе Господи, что мы казаки», в которой он по просьбе организаторов 1-го Московского казачьего круга очень подробно описал различные якобы казачьи «ритуалы и обряды». Как и оказалось позже, ему пришлось для этого привлечь всю свою писательскую фантазию, чтобы выглядело это более-менее правдоподобно. Некоторые абзацы в книге начинаются оговорками типа: «по смутным рассказам стариков …» или «вероятно…», «не исключено…». Многие из этих обрядов и поверий ведут в какое-то средневековье, где предметам одежды, вооружения и другим атрибутам придаются какие-то магические свойства и приметы, граничащие с мистикой.
Вот эта брошюрка и стала основой для псевдотрадиций и лжеобрядов, очень популярных среди нынешнего неоказачества, и о которых пойдет речь ниже.
Историк В.Новиков из Санкт-Петербурга пишет:
«Алмазов ставит себе в заслугу: «Удалось заложить основу новой казачьей идеологии, внедрив в сознание участников первого круга слоган: «Слава тебе, Господи, что мы - казаки!»... Должен со всей ответственностью заявить, что эти слова, ставшие знаменем казаков, по крайней мере на 15 лет, не являются старинной казачьей молитвой, а были любимым присловьем моего деда», Но в памятке под тем же звучным названием (1992 г.) пишет иначе: «Вслед за предками нашими, кричавшими с католических костров, с турецких колов, истекая кровью, под татарскими саблями, умирая в застенках и лагерях, мы повторяем слова главнейшей казачьей молитвы: «Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!» Выдавать свои изобретения за «главнейшие молитвы» - не глумление ли над памятью погибших казаков, в чьи уста он вкладывает их? Если «новая казачья идеология» созидается на заведомой лжи, которую нужно «внедрять в сознание», название ей - одурачивание. Впрочем, не удивлюсь, если, поискав, найду это выражение в литературе. Что Алмазов нередко лжет, известно давно…» (Как потом выяснилось, и дед этого не говорил.)
И вот эта «молитва» разлетелась по всем соц.сетям в разных вариациях. где каждый выступающий вот уже 30 лет считает своим долгом обязательно закончить свой «спич» словами: «Слава Богу, что мы казаки». (Кстати, у казаков чаще бытовала поговорка: «Слава казачья, да жизнь собачья» и причину этого очень подробное объяснил известный бытописатель Дона Федор Крюков в своих очерках «На Тихом Дону»))
Но тогда, в начале 90-х, все было для нас новым, воспринималось все на веру; сейчас же, когда стали доступны архивные документы, мемуары, зарубежные и репринтные издания, стало ясно, что все это полнейшие небылицы, а не возврат к традициям, сложившимся у казаков к началу ХХ столетия. Но нынешние поколения казаков, а точнее, уже псевдоказаков, - восприняли, как незыблемые, хотя и кажущиеся странными в наше время эти, с позволения сказать,«традиции,» и теперь по любому поводу и без повода, повсюду дружно орут « любо», хотя это часто бывает и не месту. Опыт показывает, что чаще всего этот возглас используется ими в качестве знака одобрения или согласия с чем-либо. Но наши предки выражали свое согласие по – иному. И это хорошо отражено и в литературе.
Ф.Крюков. «… По внимательному нашему обсуждению, мы, выборные хутора М-ского, единодушно постановили:…Настоящий приговор поручаем нашему хуторскому атаману представить таковой на утверждение станичного схода»
—Чего же, господа, как думаете? Проводить? – спросил атаман, окончив чтение. Было несколько секунд молчания. Вопрос был не для всех животрепещущий и важный, и потому сход не крикнул в ответ так могуче и дружно: «в добрый час!» или «не надо!», как, бывало, приходилось мне слышать в некоторых других случаях.
— В добрый час! – повторили выборные, - Что же, проводить – так проводить! – первым заговорил толстый рыжий казак, богатый мельник.
— А то чего же таких держать? – раздался еще резкий голос.
— В добрый час!—поддержало их несколько недружных голосов.
Об этом же написано и у Д.Петрова (Бирюка), и у М.Шолохова.
Следует только добавить, что именно «в добрый час!» автору этой статьи в детстве часто приходилось слышать от своих хуторян, и не было никакой «любы».
Как уже говорилось ранее, откуда-то появился «ритуал», завершающий принятие присяги, когда вынимается из ножен шашка и на ее клинок, как на поднос, ставится стакан с водкой и новобранцу, принявшему присягу,- предлагается из него «причаститься». Конечно, здесь вроде бы нет ничего особенного, если относиться к этому виду оружия, как к декоративной, но необязательной, принадлежности современной казачьей формы (что, в сущности, так и есть) и не более того. Но наши деды так не считали. …Шашка висела у казака дома на стене или на ковре, дожидаясь, когда хозяин наденет ее, вместе с погонами и кокардой, только тогда, когда уйдет на службу или на сборы. Больше ее ,как правило, не трогали. Поэтому можно ли было представить казака, использующего доставшуюся ему от отца- деда шашку, свидетельницу и участницу многих сражений и побед, в качестве подставки для стакана с водкой? Да ему и во сне такое глумление над оружием не могло присниться. А вот для нынешних, т.н. «поверстанных казаков», это в порядке вещей. А еще у нас многие бравые атаманы любят таким же образом встречать высоких гостей, преподнося на той же несчастной шашке рюмку или стакан водки.(Автору приходилось неоднократно лично наблюдать подобное действо у наших «казаков» на разных мероприятиях) Откуда появился этот «обряд», кто его выдумал, причем, уже в наше время,- установить, наверно, уже сложно. Но он со скоростью эпидемии распространился по всему постсоветскому пространству. И что же этот обряд объективно символизирует? Что мы демонстрируем сегодня, и что завещаем потомкам?
К разряду «странных» можно отнести также и привычку некоторых казаков, и лиц, причисляющих себя к ним,- везде таскать с собой нагайку. Носят нагайку, обычно засунув за голенище сапога. Как известно, нагайка в казачьих войсках предназначалась для управления лошадью. Для чего она нужна нынешнему городскому казаку? Чтобы выделяться среди общей массы? Что же это за «традиции» такие? На наш взгляд, причина их появления кроется в обыкновенной исторической неграмотности и в подражательстве. Кто-то по незнанию, или умышленно придумал что-то свое: будь это – форма одежды или снаряжение, или какой-то фантастический «обряд», вроде вышеназванных, а остальные, не вникая и не задумываясь, перенимают это в полной уверенности, что это так было всегда и должно быть сейчас: дескать, хочешь выглядеть казаком - должен иметь нагайку. Вот еще есть традиция дарить нагайку уважаемым и почетным гостям, по-видимому, как символ казачьего радушия и гостеприимства. Что в данном случае должна обозначать нагайка? Напоминание о том, что в начале прошлого века всевозможные революционеры прилепили казакам прозвище «нагаечники»?
Есть еще один ставший обязательным для всех полов и возрастов «ритуал», о котором некоторые «теоретики» неоказачества говорят, как о «самом ярком элементе казачьей культуры»: вращение шашкой или ее муляжом разных «восьмерок», т.е. так наз. «фланкировка». Особое умиление и телячий восторг у таких казаков вызывают девочки или барышни, тоже вращающие на публике муляжные шашки. Фактически из этой фланкировки сделали концертный номер.(Хотя, если бы эти девушки выросли в настоящей казачьей семье с соответствующим воспитанием, то они были бы озабочены прежде всего умением вести домашнее хозяйство, а не заниматься этой ерундой) На самом деле, эти упражнения казаки могли использовать для развития кистей рук и для разминки, и значение они имели такое же обыденное, как, скажем, чистка оружия или ковка коня. То есть не придавали этому столько внимания, как это делают нынешние «казаки», для которых вращение шашки представляется едва ли не главным признаком и смыслом своего существования, а некоторые недалекие чиновники от казачества видят в этом основную цель обучения учащихся кадетских классов.
Следует также обратить внимание на наличие практически в каждом «казачьем» сообществе женщин в мужской или полумужской одежде, с погонами, якобы «казачек», что неизменно вызывает едкие насмешки среди сторонников традиционных казачьих семейных отношений.
Поскольку здесь упоминалась пресловутая брошюрка Алмазова, то следует также отметить, что в ней чрезмерно превозносится и роль священников в деятельности казачьих кругов и сборов. Судя по сказанному в ней, казаки не могли и шага ступить без благословения батюшки. Некоторые нынешние «полковые» священники не преминули этим воспользоваться, решив, что их полномочия в казачьем обществе выше власти атамана или решения круга. На самом же деле. роль священника в данном случае ничем не отличалась от такой же роли в обычной православной общине: духовное окормпение паствы, исполнение треб и т.п. В хозяйственные и особенно в военные дела станичного общества священнослужители, как правило, не вмешивались.
Все эти и другие псевдоритуалы свидетельствуют лишь об одном: о массовой дремучей безграмотности в вопросах казачьей культуры, духовной жизни, обычаев и традиций. Хотя этому можно найти объяснения:
а) некоторые нынешние даже самые активные потомки казачьих родов уже не знают семейных прадедовских традиций, поскольку еще их родители по разным причинам утратили связь со своими казачьими корнями.
б) лица неказачьего происхождения, желая доказать свою якобы причастность к казачеству, хватаются за любое услышанное слово, выражение или же действие, которые, по их мнению, должны свидетельствовать о принадлежности к казачьему обществу, и, не задумываясь, распространяют мифотворчество вокруг себе подобных Они могут поменять свой природный говор, начинают даже «гутарить». Особенно они любят часто повторять вышеупомянутую «молитву», демонстрируя этим, что они уж точно «казаки», раз благодарят за это бога.
в) многие казаки, а более всего, неказаки (или неоказаки, что одно и то же), упорно цепляются за упоминаемую здесь брошюру Б.Алмазова «Слава Тебе, Господи, что мы казаки», постоянно ссылаются на нее, как на библию и не хотят отступить ни на йоту от изложенных в ней сказок о «традициях» и «ритуалах».
Особое сожаление вызывает то, что и потомственные казаки в своей массе идут на поводу у всевозможных апологетов от неоказачества, и упорно используют по любому поводу несвойственные их предкам изречения и поступки и не желают ничего знать.
Но самая главная опасность состоит в том, что потомки природных казаков постепенно исчезают, растворяются в огромной обезличеной массе неоказачества, расплодившегося по всей территории РФ, и даже за рубежом, не имеющего ничего общего с историческим казачеством Российской империи, но зато имеющего государственную поддержку и навязывающего всем вышеописанные псевдотрадиции и лжеобряды. И процесс это уже, к сожалению, необратим.
Василий Черепахин
P.S. Данная статья в чём-то спорная, но рекомендуется к прочтению. Мнение автора не во всём совпадает с мнением администрации сайта, но есть над чем задуматься.
|