Присоединение в 1783 г. Крыма к России и появление русского флота на Черном море привели к новому обострению отношений с Турцией. Опасаясь утверждения России в Крыму и падения своего влияния в Причерноморье, в августе 1787 г. Турция предъявила России ультиматум. Получив решительный отпор от русского правительства, она объявила войну и, в сентябре, открыла военные действия на Черном море.
С началом боевых действий Войско верных казаков вошло в состав действующей армии под командованием князя Г.А. Потемкина. Свое формирование и становление будущие черноморцы провели при его самом активном участии. Во время русско-турецкой войны черноморские казаки не только несли передовую разведывательную службу, но и участвовали во всех важнейших сражениях на суше и на море.
Ближайшее участие в военных действиях началось для черноморцев с 1788 г. В целях усиления русского флота по распоряжению Г.А. Потемкина стала формироваться казачья флотилия. 4 мая 1788 г. войсковой судья А.А. Головатый принял в Херсоне 22 канонерские лодки, полностью оснащенные и вооруженные. 13 мая вице-адмирал Н. Мордвинов отправил войску 14 лодок. Две лодки были получены казаками от принца Нассау-Зигена. К июню Войско верных казаков завершило комплектование флотилии судами и личным составом. 26 мая 1788 г. А.А. Головатый получил приказ от кошевого атамана С. Белого возглавить созданную казачью гребную флотилию и войти с ней в состав русского флота.
Казачья флотилия в составе русского флота под командованием принца Нассау-Зигена приняла самое активное участие в баталиях с турецким флотом. Первое боевое крещение черноморцы приняли 1 июня у Кинбурнских берегов, когда турецкие корабли напали на казачьи лодки. В ходе сражения все атаки противника были мужественно отражены казаками.
Не менее жаркие баталии происходили на Днепровско-Бугском лимане в течение всего месяца. 7 июля 1788 г., близ Очакова казачья флотилия, используя свою маневренность и скорость, вплотную приблизилась к турецким кораблям и нанесла поражение противнику метким огнем палубной артиллерии. Турецкий флот, не выдержав натиска русской эскадры и казачьей флотилии, принужден был отступить. Командующий Екатеринославской армией генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потемкин, узнав об успешных действиях казаков, писал в рескрипте кошевому атаману С. Белому: «Всякий опыт ревности вашей к службе и усердие, великий подвиг, означающий Ваше мужество и неустрашимость, производит во мне истинное удовольствие. И так теперь чувствую я оное в полной мере, услышав о храбрых Ваших деяниях во вчерашнем с турецким флотом сражении. Сего я ожидал от Вас и Вы совершенно оправдали мои заключения о людях верою православною и любовью к Отечеству призванных. Я объявляю всем вам мою благодарность и не премину о заслугах ваших засвидетельствовать пред монаршим престолом».
16 июня казаки участвовали в сражении против трехпалубных кораблей противника, посаженных на мель. Сражение это отличалось самоотверженностью и стойкостью русских моряков и казаки при этом проявили невероятное мужество. На своих «чайках» они смело шли на абордаж турецких кораблей, принудив вражеский флот отступить с места битвы с большим уроном. Князь Г.А. Потемкин вновь благодарил казачье войско за его храброе и самоотверженное участие в сражении с турками. На этот раз самоотвержение черноморцев было куплено ценою гибели кошевого атамана Сидора Белого, который был смертельно ранен в бою, и, через несколько дней, умершего. Убит был также один полковой есаул и 14 казаков.
После смерти С. Белого новым атаманом Войска верных казаков был избран секунд-майор Захарий Чепега. Кубанский историк Е.Д. Фелицын, говоря о З. Чепеге, пишет, что он пользовался «между казаками репутациею опытнаго и храброго воина…участвовавшего почти во всех сколько-нибудь важных сражениях, выказывая во всех случаях замечательную храбрость, опытность и распорядительность».
После нанесения турецкому флоту поражения под Очаковым русские войска начали передвижение вдоль обоих берегов р. Буг в направлении крепости. По приказу Г.А. Потемкина от 21 июля 1788 г. половина казачьей флотилии была выведена из-под командования принца Нассау-Зигена и переведена в его подчинение. Кошевой атаман З. Чепега отправил к главнокомандующему 18 казачьих чаек под началом войскового судьи А.А. Головатого. До осени казаки, да и вся русская армия, не предпринимали решительных действий против турок. Казачья флотилия несла передовую разведывательную службу, а пешие казаки находились на своих лодках.
В октябре осенние штормы начали трепать стоящую на рейде Очакова турецкую эскадру. Во избежание напрасных потерь турецкий флот был вынужден уйти в Турцию, что дало преимущество русской армии в усилении морской блокады. Но даже уходящему флоту казаки не давали покоя. Один из крупных турецких кораблей сел на мель и казаки А.А. Головатого, по приказу Г.А. Потемкина, сожгли его. Князь Г.А. Потемкин в письме к Екатерине II, описывая состояние дел у Очакова, сообщает об этом эпизоде. В частности, он пишет, что «приказал адмиралу Паулю Жонсу уничтожить турецкое судно, но, увидев его боязнь, отменил ему задачу, а приказал запорожцам. Полковник Головатый с 50 казаками тотчас сжег, несмотря на канонаду, и подорвал судно порохом, в нем находившимся».
Но наиболее ярким событием для черноморцев в кампании 1788 г. было взятие о. Березань, считавшегося «ключом к Очакову». «Березань представляла по тому времени почти неприступный остров, находившийся в открытом море, вблизи очаковских берегов. Высокий обрывистый берег этого острова со стороны моря, прекрасная крепость в этой части острова и сильныя батареи с юга, по отлогому берегу, доступному для нападения со стороны суши, казалось, делали невозможным сколько-нибудь удачный штурм Березани и тем более для казаков с их небольшими силами и гребными судами» – так характеризует серьезность этой крепости Ф.А. Щербина
Главнокомандующий Екатеринославской армией Г.А. Потемкин поручил штурм Березани начальнику пеших казачьих команд армии премьер-майору А.А. Головатому. В казачьем стане началась активная подготовка к штурму. Разведка, посланная А.А. Головатым, под начальством армии капитана Мокия Гулика установила расположение турецких береговых батарей и выбрала место для десанта. В ночь с 6 на 7 ноября 1788 г. гребная флотилия Войска верных казаков снялась с якоря и двинулась в направлении острова. Турецкое охранение, ожидая прибытия пополнения не подняли тревоги: сидящие в лодках казаки были одеты в турецкие одежды. Подойдя к острову на близкое расстояние, казаки дали залп из всех своих пушек и ружей. Взобравшись на скалистый берег, черноморцы с ходу атаковали береговые батареи противника. Турки отступили под защиту высоких валом и пушек крепости. В это же время началась усиленная бомбардировка крепости с моря. Несколько фрегатов и канонерских лодок под командой де-Рибаса подошли к самому острову. Одновременно с этим маневром русской флотилии казаки развернули брошенные при отступлении турками орудия и также открыли огонь по крепости. Огнем захваченных орудий и русского флота крепостная артиллерия турецкого гарнизона была подавлена. Казаки, возглавляемые А.А. Головатым, ворвались в крепость. После короткой рукопашной схватки на приморском бастионе взметнулась пика с привязанной к ней белой чалмой. Турецкий гарнизон Березани капитулировал.
В этом бою Войско верных казаков потеряло погибшими одного полкового старшину, четырех куренных атаманов и 24 казака. При незначительных потерях казаки взяли в плен 320 турок, захватили 23 пушки, 150 бочек пороха, 1000 ядер, турецкие знамена, а, главное, завладели неприступным островом с сильнейшей крепостью.
В тот же день из главного дежурства армии в казачий лагерь пришел приказ: «За похвальный поиск, учиненный сего дня верными казаками на острове Березани и овладении оного, Его Сиятельство Главнокомандующий армиею приказал объявить во всем коше совершенную свою благодарность. И при этом повелевает при отправлении сюда турок и им принадлежащего прибыть к Его Светлости нескольким старшинам для изъяснения им своего удовольствия и получения всем за хороший их подвиг награждения». После торжественного молебна всем участникам сражения на Березани генерал-фельдмаршал объявил благодарность. Особо отличившиеся казаки были представлены к медалям. А.А. Головатый получил офицерский орден Святого Георгия Победоносца 4-й степени. Таким же орденом был награжден и кошевой атаман З. Чепега за успешные диверсионные действия в районе Хаджибея.
В связи с взятием Березани Г.А. Потемкин 17 ноября 1788 г. шлет донесение в Петербург Екатерине II, в котором сообщает о действиях верных казаков. В частности он пишет, что «препоручил я Войску верных казаков учинить поиск на сей остров, приказав войсковому судье подполковнику Головатому идти туда со всеми своими лодками и стараться взойти на берег, разбить неприятеля и овладеть крепостью. Предприятие сие пред лицом всей армии произведено в действо с совершенным успехом». Далее в донесении подробно описывается само сражение, потери казаков и трофеи. В конце донесения Г.А. Потемкин делает примечание, в котором сообщает: «В самое то время, когда пешее войско верных казаков действовало против Березани, конница с их кошевым атаманом подполковником Чепегою была под Гаджибеем и истребила у самой сей крепости магазины, на берегу построенные, в которых было до несколько тысяч четвертей муки, пшена и овса».
Успешный штурм Березани, а также победы русского Черноморского флота дали возможность сухопутным силам активизировать свои действия против турецкого гарнизона Очаковской крепости. Лишенная поддержки своего военно-морского флота турецкая крепость была блокирована войсками Екатеринославской армии, которые все теснее сжимали кольцо осады. 6 декабря 1788 г. одна из сильнейших военно-морских баз Турции Северного Причерноморья была взята ожесточенным штурмом. Противник понес большие потери: 4,5 тыс. убитых и около 4 тыс. пленных. Потери русских войск были значительно меньшими: 1 тыс. человек убитыми. Крепость была взята по всем правилам военного искусства. Победителям досталось 310 орудий и 780 знамен. В боях при штурме крепости отличились казаки-черноморцы, действовавшие на правом фланге русских войск. В своем Указе от 29 декабря 1788 г. Екатерина II «…за ревность и прилежание к службе» пожаловала полкового есаула Ф.Я. Бурсака (будущего атамана Черноморского казачьего войска на Кубани – авт.) армейским чином поручика. Так же по ее указу Войско верных казаков было удостоено наименования «Черноморского».
Рябинский С.В.
войсковой старшина
|