11:24
ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ КАЗАЧЕСТВА
атаман                   ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ КАЗАЧЕСТВА
    

Почти четверть века тому назад, в конце прошлого столетия, потомки казаков провозгласили историческую необходимость возрождения казачества как уникального явления народной жизни. С того времени проведены сотни кругов, сходов и других сборов казаков по возрождению казачьих общин в различных уголках некогда бывшей Великой Российской Империи и не менее Великого и значимого Советского Союза. Возрождение казачества состоялось. Возродились исторические казачьи войска, созданы землячества исторических войск в местах нетрадиционных проживаний казаков и их потомков, созданы новые, никогда ранее не существовавшие казачьи общины с гордым названием «казачье войско», а также отделы, округа и прочие казачьи объединения. Всё это происходило и происходит на фоне постоянных разговоров о традициях, об исторической памяти казачества, об утверждении казачьих традиций в повседневной жизни казачьих общин.
    На самом деле же у многих современных казаков нет приверженности к традициям, нет трепетного отношения к ним и глубины их понимания, возвращения приемлемых из них в сегодняшнюю жизнь.
    И в этом плане нельзя не согласиться с мнением известного казачьего лидера, Атамана Всекубанского казачьего войска Владимира Прокофьевича Громова, который в интервью корреспонденту «Кавказской политики» высказал следующее: «Современные казаки очень много говорят о традициях, не живя традициями казаков».
    Чтобы жить по казачьим традициям, надо их знать, возрождая приемлемые из них в жизни современного казачества. И в этом состоит задача атаманов. Наши традиции – государственные, военные, хозяйственно-экономические, семейные, духовные, культурные – отражены в истории казачества. Без знания исторического прошлого, конкретных фактов жизни казачества невозможно познать эти традиции, определить те из них, которые приемлемы в 21-м веке и должны стать частью жизни современного казачества. Возрождать традиции должны помогать государство, власть, которые сегодня с большой осторожностью относятся к этому вопросу.
    Осторожность же власти по отношению к казачьим традициям обусловлена, прежде всего тем, что они, в большинстве своём, являются препятствием для идеологии глобализма, которая сегодня насаждается в мире и представляет собой идею механического объединения всего мира. А это несовместимо с идеологией казачества и его традициями, которые, в первую очередь, предопределяют духовно-мировоззренческую основу жизни казаков, их культуры.
    Сегодня в наше сознание насаждаются мифы о «гуманитарной помощи «цивилизованных стран», о «вхождении в мировое содружество», о «подлинной демократизации всех сторон современной жизни», о «европейских и мировых «ценностях» и т.п..  Один миф сменяет другой, а историческая правда о жизни, роли и месте казачества в обществе искажается, а порой и просто замалчивается.
    Многие ли лидеры казачьих общин всерьёз занимаются этими вопросами? К сожалению, не занимаются вообще, предпочитая пустопорожние разговоры о казачьих традициях, не вникая в их суть. В казачьей среде немало лидеров с непомерными амбициями, не прочитавших за всю жизнь ни одной книги по истории казачества. А ведь в этих книгах кроется то зерно традиционной казачьей культуры, без которой патриотическое воспитание немыслимо.
    Так что же такое – казачьи традиции? «Традиция» в переводе с латинского – «передача», т.е. виды социального и культурного наследия, предающиеся от поколения к поколению, которые сохраняются в обществе в целом и в отдельных социальных группах (такой является и казачество) в течение длительного времени.
    В качестве традиций выступают определённые отношения в обществе, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.. Они действуют в любом обществе и во всех областях жизни, способствуя сохранению и развитию общественных отношений и культуры.
    Традиции в отличие от законов писанных являются категориями практической жизни. Их нельзя создать или отменить законами и указами. Они сохраняются и живут в памяти народа независимо от происходящих перемен в общественных отношениях. Крепкой оказалась память казаков и их потомков, сохранивших традиции своих предков. И это в условиях, когда историческая память казачества целенаправленно уничтожалась и замалчивалась на протяжении последнего столетия.
    Сколь бы трагична ни была история, она не истребила самосознание и дух, присущие потомкам казаков, его историческую память. Сегодня эта память воскрешает роль казачества в освоении земли, носящей ныне название Приднестровье. Особое место в её освоении по праву принадлежит Черноморскому казачеству, продолжающему дело верных казаков запорожских. Но это никаким образом не отражено ни в памятниках лидерам казачества, ни в названиях их именами улиц, населённых пунктов, лесных урочищ, дорог, отдельных курганов на территории Приднестровской республики. В забвении песни, предания и рассказы черноморских казаков Слободзейского Коша.
     Сегодня увековечиваются имена современных казачьих лидеров и казаков, проявивших мужество и преданность родному краю, а исторические личности забыты. Нет улиц, носящих имена Сидора Белого, Захария Чепеги, других черноморцев, нет в их названиях имён Екатерины II-й и Потёмкина, вычеркнута из народной памяти улица Покровская.
    Восстановить историческую память казачества предстоит нынешнему поколению черноморцев, и в этом – его историческая миссия.
    Воскрешая историческое прошлое надо постоянно помнить, что казачество, как уникальное явление, зародилось в далёком прошлом на Руси, выработав особый образ воина, труженика и защитника православия, создав, в конечном итоге, такие формы демократической жизни, которые были восприняты народом. Эти формы отражены в казачьих заповедях, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от родителей детям образом повседневной жизни казака.
    Но сегодня государство ставит на первое место государственную службу казачества, уходя от учёта традиций, веры, культуры, воспитания казака. Казаком не становятся путём подачи прошения считать подавшего его казаком.
    Казака нужно вырастить, чтобы он стал настоящим воином, тружеником и защитником православия. Изучать, знать и жить по казачьим традициям – главная задача Возрождения казачества. Без Возрождения традиций казачество превратится в ординарную общественную организацию, живущую по Закону «Об общественных объединениях», что в конечном итоге, губительно для казачьих общин.


               В.И.  РЯБИНСКИЙ, казачий генерал.                                                                                      

                                  
Категория: Аналитика | Просмотров: 1158 | Добавил: sergei | Рейтинг: 5.0/1